Клиновидный дефект зубов: симптомы и лечение

Клиновидный дефект зубов: клиническая картина и терапевтическое воздействие

Клиновидный дефект — патологическое состояние твердых тканей зубов. Для заболевания характерно возникновение в области шейки зубов своеобразных дефектов V-образной формы. Патология обычно проявляется на фронтальных зубах и премолярах. Внешне поражение напоминает клиновидную «ступеньку», что обуславливает название. Поражение проявляется в различной степени — от незначительного повреждения эмали до разрушения всей коронки зуба.

Клинические проявления

На начальном этапе клиновидный дефект визуально почти незаметен, но может возникнуть болезненная реакция эмали на воздействие холода, тепла, сладких продуктов, прикосновений зубной щетки и прочие внешние раздражители.

Видимые дефекты проявляются в пришеечной зоне и сначала имеют вид щели, затем принимают форму клина. Патология редко бывает единичной, обычно поражаются сразу несколько зубов или даже весь челюстной ряд.

Есть 4 стадии болезни — от начальной до глубокой. На последней стадии дефект достигает размера 3,5–5 мм. Зубные шейки становятся чрезмерно чувствительными, заболевание затрагивает глубокие слои дентина и иногда проникает в пульповую камеру. В таких ситуациях даже легкое давление приводит к сколам значительных частей зуба. Благодаря образованию заместительного дентина чувствительность к раздражителям притупляется, это же обстоятельство помогает избежать разрушения пульповой камеры.

Причины

Стоматологическая медицина выделяет несколько причин формирования клиновидного дефекта:

• Некорректная техника зубной чистки — главным образом, горизонтальные движения щеткой и чистка после кислых фруктов, в результате чего кислота попадает на зубную эмаль и разъедает её;
  • Недостаточная гигиена ротовой полости: присутствие мягкого зубного налета и твердых отложений способствует деминерализации зубной эмали (потере кальция и фтора) — не всегда домашней зубной гигиены достаточно, медики советуют хотя бы раз в год осуществлять профессиональную чистку зубов в стоматологическом офисе;
  • Наличие пародонтита и гингивита — хронических заболеваний десен, приводящих к постепенному разрушению твердых зубных тканей;
  • Нарушения прикуса — такие аномалии влияют на биомеханику пережевывания пищи и увеличивают нагрузку на некоторые зубы, что провоцирует развитие клиновидного дефекта;
  • Нерациональное питание, приводящее к возникновению постоянной агрессивной среды в полости рта: данную ситуацию провоцируют сладости, консервированные фруктовые соки, газированные напитки.

Однако в некоторых случаях клиновидный дефект возникает без всяких внешних или внутренних причин, и стоматологи не могут сказать, что послужило провоцирующим фактором для развития заболевания.

Лечение

Тактика лечения разрабатывается врачом в зависимости от текущей клинической картины. Предусматривается устранение всех травмирующих и провоцирующих факторов заболевания. Если патология возникла в результате неправильной техники чистки зубов, стоматолог объясняет пациенту правила корректной и эффективной зубной гигиены.

Практикуются аппликации лекарственных составов, предназначенных для восстановления минерального состава эмали. Эти составы позволяют противостоять механической нагрузке и другим патогенным факторам. Данный способ терапии не устраняет сам дефект, а лишь купирует его проявления. Назначаются также специальные зубные пасты.

Более радикальные способы: установка пломб, виниров на зуб, изготовление коронок, ортодонтическое лечение. Терапевтическое воздействие будет более эффективным, если проводить его на начальной стадии болезни: это позволит сохранить зубы и избавит от проявлений болезненной чувствительности эмали.